Значимость международных исследований (в том числе PISA) для повышения качества образования
В настоящее время в России реализуется Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Программа призвана обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения.
Одним из целевых ориентиров в развитии образования является усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, а также обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных исследований (перспективный план – войти в десятку лидеров).
Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области образовательных услуг.
Существенную роль в оценке качества российского образования играютмеждународные сравнительные исследования, результаты которых позволяютвыявить особенности подготовки российских школьников по сравнению с школьниками других стран в части овладения важными, признанными намеждународном уровне компетенциями: читательской, математической и естественно – научной грамотностью. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Современные технологии мониторинговых исследований качества образования позволяют повысить объективность и педагогическую эффективность проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях
В настоящее время Российские школьники участвуют в нескольких международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным предметам. 3 основных исследования: PIRLS, TIMSS, PISA.
PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста). Проходит циклично - раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. Участие в исследовании принимают обучающиеся 4-х классов. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран. Результативность: в последних трех исследованиях Россия входит в тройку (даже двойку) лидеров.
TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного школьного образования). Проходит циклично – раз в 4 года. Участие в исследовании принимают учащиеся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам. В исследовании участвуют более 60 стран. Результативность: в последних трех исследованиях Россия уверенно входит в десятку лидеров.
Очевидно, что за последнее десятилетие Россия улучшила свои показатели и результаты PIRLS и TIMSS.
PISA в дословном переводе означает Международную программу оценки образовательных достижений учащихся. Участие в программе принимают государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также страны, сотрудничающие с этой организацией. Сейчас в данном исследовании участвует порядка 80 стран, в том числе и Россия. Исследование проводится с 2000 года, циклично – раз в 3 года. Участвуют в нем 15-летние подростки. Результативность: в разные годы Россия занимала места с 22 по 43 по различным направлениям исследования: читательской, математической, естественнонаучной грамотности.
Конечно, исследования не дают полную картину учебной подготовки школьников в сравнении с задачами образования, но позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования и наметить пути эффективного достижения поставленных целей. Кроме того, исследования дают информацию о состоянии образования, позволяют соотносить планируемые и достигнутые результаты, выявлять на этой основе наиболее существенные проблемы, требующие решения.
Исследование PISA ставит своей целью проверкуналичия практических, прикладных умений, то есть подготовку к реальной жизни, чтоотличает его от других международных исследований, основной целью которых является проверка предметных знаний и умений с помощью выполнения учебныхзаданий, практически не связанных с реальной жизнью.
Важным условием успешности обучающихся становится не только наличие теоретических знаний, но и умение применять их в незнакомой ситуации, при решении практико-ориентированных, метапредметных заданий. В 2020 году задания в формате PISA вошли в ОГЭ по математике. Также планируется введение подобных заданий в ЕГЭ.
Таким образом, участие в международных исследованиях позволяет решить следующие задачи:
- оценить влияние мировых тенденций на развитии Российского образования; определить реальный уровень соответствия содержания математического образования с планируемыми результатами;
- понять, отвечают ли современному содержанию образования учебники, учебные планы, методические пособия, уровень подготовки учителей в житейских ситуациях.
В итоге, даётся ответ на вопрос: хватает ли молодым людям знаний и умений для полноценнойжизни в современном обществе и могут ли они решать задачи, с которымипридется сталкиваться в разных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Показателями результатов обучения выступают не степень освоения учебных программ, а способность применять предметные знания и умения в ситуациях, требующих обобщать, размышлять, делать выводы, принимать решения и продуктивно действовать.
Источники
https://fioco.ru/pisa
https://fioco.ru/pirls
https://fioco.ru/timss
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/404acceb6b806af7e46939aa23904acdec1df1f5/